Использование дизельных котлов для отопления

В Европе в настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же ЕВРО-5, который классифицирует дизельное топливо по температурно-климатическим зонам применения:

Топливный керосин

Керосин является горючей жидкостью, смесью углеводородов, выкипающей в диапазоне температур 150-2500 С. Изготавливают керосин путем ректификации нефти. Используется он, как растворитель, ракетное топливо и для резки металла. На керосине работают отопительные и осветительные приборы.

Топливный керосин

Преимущество керосина как горючего – превосходное горение, практически аналогичное бензиновому, но менее взрывоопасное. К недостаткам можно отнести значительное количество копоти и трудность транспортировки. Сложная его перевозка объясняется феноменальной способностью к вытеканию даже из плотно закрытой тары.

Классификация

Классификация котлов, работающих на солярке, разбивается по принципу назначения оборудования. Так, в зависимости от функциональных возможностей, различают отопительные устройства такого типа:

  • одноконтурные – разработаны только для нагрева воды в контуре системы обогрева помещений. Теплоноситель доводится до нужной температуры в теплообменнике, а затем с помощью насоса распределяется по трубам отопления;
  • двухконтурные накопительные – позволяют не только отапливать помещение, но и нагревать проточную воду. Недостаток – температура воды в системе водопровода непостоянна;
  • двухконтурные с бойлером – постоянно обеспечивают жилье и горячей водопроводной водой, и теплом. Температура воды для бытового использования постоянна.

По способу контроля

Касательно способов изменения силы огня, котлы подразделяются на три разновидности:

  • одноступенчатые – сила горения не регулируется;
  • двухступенчатые – имеют два уровня мощности;
  • с модуляцией пламени – управление осуществляется с учетом температурного режима.

Способ регулирования силы огня определяется типом используемой горелки. Любой отопительный котел имеет электронный блок управления и автоматически отключается в случае неполадки.

Как выбрать котел на дизтопливе и дровах

Выбирая котлы отопления, которые работают на дровах и на солярке, учитывают технические и эксплуатационные характеристики:

  1. Производительность.
  2. Наличие или отсутствие контура ГВС.
  3. Степень автоматизации процесса горения.
  4. Тип горелочного устройства.

Не лишним будет изучить отзывы покупателей, относительно продукции понравившегося производителя. Основное внимание уделяют указанным недостаткам оборудования.

Подбор битопливного котла по параметрам

Правильно самостоятельно подобрать подходящий котел, совсем несложно. Потребуется учесть несколько важных характеристик и выполнить расчеты (не сложнее школьных вычислений):

  • Расчет мощности – самая простая формула, помогающая получить усредненный результат, звучит следующим образом: 1 кВт = 10 м². Соответственно, для помещения в 200 м², нужен котел на 20 кВт, а для 100 м², на 10 кВт.
  • Наличие водяного контура ГВС – процесс нагрева осуществляется подобным к проточному водонагревателю способом. В технических характеристиках указана пропускная способность или количество нагретой воды в минуту.
  • Перевод котла на другой вид топлива – выполняется в автоматическом или ручном режиме. Наиболее удобен и предпочтителен именно первый способ переключения, наличие которого и отличает двухтопочные агрегаты.
  • Система безопасности – один из важнейших факторов, влияющих на выбор техники. Чем больше в устройстве датчиков, регулирующей и запорной арматуры, тем вероятнее, что во время аварийной ситуации, контроллер не даст сбой, отключит систему и предотвратит разрыв водяного контура или пожар.
  • Тип теплообменника – для двухтопливных моделей, оптимальным выбором остается использование чугунных теплообменников. Чугун устойчив к перегреву, не прогорает со временем, дольше сохраняет тепло. Стальные котлы стоят меньше, но быстрее выходят из строя (в среднем, срок эксплуатации меньше чем у чугунных, на 10-15 лет).

Точные расчеты производительности оборудования, выполняют с помощью он-лайн

калькуляторов

, расположенных на сайте.

Производители оборудования на дровах и солярке

Универсальные многотопливные котлы, изготавливают отечественные и зарубежные производители. Лучшим, по-прежнему, остается оборудование, выпускаемое в странах ЕС и Южной Корее. Российские агрегаты, благодаря неприхотливости в работе и низкой стоимости, постепенно приобретают все большую популярность.

Битопливный котел на дизельном топливе и на дровах, предлагают следующие компании:

  • Южная Корея – продукция, в основном известна благодаря бренду Kiturami, специализацией которого является изготовление горелок, работающих на солярке. Многотопливные агрегаты представлены в серии KRM.
  • Европейские котлы – компании Buderus и Bosch, предлагают агрегаты, с возможностью переоборудования под жидкотопливную горелку. Горелочное устройство приобретается отдельно и не входит в базовую комплектацию. Отдельно можно выделить итальянские теплогенераторы Roca, снабженные двумя топочными камерами и возможностью автоматического переключения на солярку.
  • Российские котлы – продукция представлена многими производителями, среди которых выгодно отличается продукция ЯИК и БиКЗ. Модели имеют встроенную горелку, практически полную автоматизацию процесса горения.
Читайте также:  Как сделать самодельный электрокотел для отопления?

Отечественные модели стоят, в среднем, на 30% дешевле Южнокорейских и Европейских котлов, но пока еще имеют некоторые недоработки, влияющие на удобство управления и эффективность работы.

Плюсы и минусы дизельно-дровяного отопления

Главным плюсом установки комбинированного котла на солярке и дровах, является возможность быстрого перехода на альтернативный вид топлива. Это может потребоваться:

  • Ночью, при прогорании дров.
  • В течение отопительного сезона, когда твердое топливо подошло к концу, а докупить дрова проблематично.

Приобретая универсальный котел, по сути, покупается сразу два агрегата, по стоимости, приблизительно, на 40% меньше. При установке экономится место, которое бы потребовалось двум отдельно стоящим теплогенераторам.

В качестве недостатков, можно выделить необходимость дополнительного хранения дизельного топлива, причем, для этого потребуется сделать отдельный бункер. Настройки горелочного устройства съемного типа, сможет выполнить только специалист.

Минусы котлов

Все отопительные приборы в силу своей функциональной специфики имеют недостатки, и дизельные котлы тут не являются исключением. Среди основных минусов оборудования:

  • Хлопотный монтаж – для установки отопительного оборудования необходимо отдельное помещение с полноценной вентиляционной системой. Поверхность стен должна быть облицована негорючими материалами. Минимальная высота технической комнаты – 2 м. Здесь же в стальной или пластмассовой цистерне должно храниться горючее топливо.

Совет. С целью безопасного хранения накопительную емкость для топливной жидкости рекомендуется немного заглублять в грунт.

Совет. Чтобы сажа не осложняла работу отопительного котла, оборудование необходимо чистить не реже, чем раз в год.

Запреты на марки дизельного топлива

В настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2.

С 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3.

С 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.

С 1 июля 2014 года в России введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:

  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;
  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.

При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.

Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура помутнения. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.

Требования к качеству дизельного топлива:

По физико-химическим и эксплуатационным показателям дизельное топливо в  соответствии с ГОСТом «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия» должно соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.

Наименование показателя Значение для марки Метод испытания
Л Е З А
1. Цетановое число*, не менее 45 По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1]-[4]
2. Фракционный состав: По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод А)
50% перегоняется при температуре, °C, не выше 280 280 280 255
95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше 360 360 360 360
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) 3,0-6,0 3,0-6,0 1,8-5,0 1,5-4,0 По ГОСТ 33, стандартам [5], [6]
4. Температура вспышки**, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже: По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62 62 40 35
для дизелей общего назначения 40 40 30 30
5. Массовая доля серы, мг/кг, не более 2000 По стандарту [7], ГОСТ 32139, по стандарту [8], ГОСТ 19121, стандартам [9]-[13]
500 По ГОСТ ISO 20846, стандартам [8]-[13]
6. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 По ГОСТ 17323
7. Массовая доля сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323
8. Испытание на медной пластинке Выдерживает. Класс 1 По ГОСТ 6321, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 32329
9. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307
10. Кислотность, мг KОН на 100 см топлива, не более 5 По ГОСТ 5985
11. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 6 По ГОСТ 2070
12. Зольность, %, не более 0,01 По ГОСТ 1461, стандартам [14], [15]
13. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более 0,20 По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932
14. Общее загрязнение, мг/кг, не более 24 По стандарту [16]
15. Содержание воды, мг/кг, не более 200 По стандарту [17]
16. Плотность при 15 °С, кг/м3, не более 863,4 863,4 843,4 833,5 По стандартам [18]-[22]
17. Предельная температура фильтруемости***, °С, не выше Минус 5 Минус 15 Минус 25 По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116
Минус 35 Минус 45
Примечания: 1. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KОН на 100 см3 топлива. 2. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с предельной температурой фильтруемости не ниже 5 °С при минимальной температуре воздуха на месте применения топлива 5 °С и выше.3. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15 °С для марки Л не более 878,4 кг/м3, для марок З и А – не более 863,4 кг/м3. 4. Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость 2,0-6,0 мм2/с. 5. На территории Республики Казахстан: – для марки Е устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 5 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 5 °С и выше. – для марки З устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 15 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15 °С и выше.* Цетановое число – это характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси (то есть свежего заряда) (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная число – показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы (Техническим регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011).*** Температура вспышки – это наименьшая температура летучего конденсированного вещества, при которой пары над поверхностью вещества способны вспыхивать в воздухе под воздействием источника зажигания, однако устойчивое горение после удаления источника зажигания не возникает. Вспышка – быстрое сгорание смеси паров летучего вещества с воздухом, сопровождающееся кратковременным видимым свечением. Температуру вспышки следует отличать как от температуры воспламенения, при которой горючее вещество способно самостоятельно гореть после прекращения действия источника зажигания, так и от температуры самовоспламенения, при которой для инициирования горения или взрыва не требуется внешний источник зажигания.

Предельная температура фильтруемости (на холодном фильтре) – это самая высокая температура, при которой данный объём топлива не протекает через стандартизованную фильтрующую установку в течение определённого времени, во время охлаждения в стандартизованных условиях (ГОСТ 22254-92. «Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре»)

Кроме того, дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки, а также присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

Ссылки на источники:

[1] ГОСТ Р ЕН 15195-2011 Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объеме
[2] СТБ ИСО 5165-2002 Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом
[3] ЕН ИСО 5165:1998* Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя
[4] ЕН 15195:2007 Жидкие нефтепродукты. Определение задержки воспламенения и производного цетанового числа (DCN) средних дистиллятов путем сжигания в камере постоянного объема
[5] ЕН ИСО 3104:1996 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
[6] АСТМ Д 445-12 Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчет динамической вязкости)
[7] ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
[8] ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны
[9] СТ РК ИСО 8754:2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии
[10] ЕН ИСО 8754:2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии
[11] ЕН ИСО 14596:2007 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод длинноволновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
[12] ГОСТ Р ЕН ИСО 20847-2010 Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрии
[13] ЕН ИСО 20847:2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией энергии
[14] ЕН ИСО 6245:2002 Нефтепродукты. Определение зольности
[15] АСТМ Д 482-13 Стандартный метод определения зольности в нефтепродуктах
[16] ЕН 12662:2008 Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах
[17] ЕН ИСО 12937:2000 Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру
[18] ГОСТ P 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром
[19] ГОСТ P ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра
[20] EH ИСО 12185:1996 Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности. Осцилляционный метод в U-образной трубке
[21] АСТМ Д 1298-12 Стандартный метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в единицах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром
[22] ACTM 4052-11 Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера
[23] ГОСТ P Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов
[24] EH ИСО 4259:2006 Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний
[25] Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826)
[26] ИСО 3170:2004 Нефтепродукты жидкие. Ручной отбор проб
[27] ЕН ИСО 3171:1999 Нефтепродукты жидкие. Автоматический отбор проб из трубопровода
[28] Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утверждены протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ от , , )
[29] Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50)
[30] Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Критерии выбора для частного дома

Внутреннее устройство дизельного котла

Ассортимент дизельных котлов отопления большой, поэтому выбрать наиболее подходящую модель непросто. Основываются на следующих критериях: количество контуров, способ монтажа и удаления отработанных газов, мощность, вид топлива и стоимость.

Если отопительная система должна отапливать исключительно дом, достаточно приобрести одноконтурный тип. Если нужно обогревать помещения и использовать горячую воду, лучше отдать предпочтение двухконтурному отопительному оборудованию.

Критерии выбора для частного дома

Мощность рассчитывается в зависимости от площади отапливаемого помещения. При произведении подсчетов важно учитывать все проводники тепла – материал стен, полы, окна и двери. За помощью можно обратиться к инженерам или воспользоваться специальными калькуляторами.

Дизельные котлы на рынке делятся на три основные ценовые группы: дешевые – российского производства; средние по цене, но с неплохим качеством – производство Словакия, Япония, Чехия, Испания, Южная Корея и Италия; дорогие и качественные – произведены в Германии, Швеции.