Как заделать трещину в шифере – советы по ремонту кровли

Являясь наиболее прочным кровельным материалом, шифер применяется для покрытия зданий еще с середины прошлого века. Но, несмотря на все его положительные качества, время и механические воздействия могут стать причиной нежданных повреждений. И в этом случае очень важно знать, как заделать трещину в шифере, или ликвидировать образовавшийся скол.

Почему повреждаются шиферные листы?

Существует множество причин, по которым происходит разрушение шиферных листов, но основная из них – это старение.

Материал имеет определенный срок эксплуатации, и если использовать его дольше, то он начнет разрушаться.

Кроме того, дефекты могут появиться на шифере, который был изготовлен с нарушением технологии, содержит короткие волокна асбеста или некачественно обработан.

Повреждается хрупкий шифер очень просто:

  • при ударах, неаккуратной ходьбе по крыше;
  • при трещинах, которые появляются после падений веток на шифер;
  • при образовании лишайников и мха, которые постепенно проникают вглубь материала и разрушают его;
  • по истечении срока эксплуатации – первые повреждения образуются через 10 – 12 лет;
  • при застое дождевой воды вокруг мансардных окон, труб и прочих конструкций, нужно герметизировать их и регулярно проверять;
  • если угол кровли не подходит для шифера;
  • если листы шифера уложили неправильно, и они испытывают чрезмерные напряжение;
  • если для укладки листов брали простые гвозди без прокладки;
  • неаккуратная транспортировка и хранение листов шифера могут привести к дефектам, которые станут заметными только на кровле;
  • резкая смена температуры не самым лучшим образом сказывается на состоянии шифера;
  • шифер может повредиться и в том случае, если отверстия под гвозди или саморезы были маленькими и металл, расширяясь, повреждает шифер.

Кроме того, очень часто причиной дефектов шифера становится снег. Это объясняется тем, что шифер достаточно пористый, в отличие от металлических кровельных материалов, поэтому снег не спадает с крыши, а задерживается на ней.

Даже при минимальных солнечных лучах снежная шапка начинает снизу таять и стекать вниз к карнизу.

Температура карниза всегда ниже, чем температура листов, поэтому талая вода снова замерзает и образует наледь. Вода при морозе расширяется, повреждая не только шифер, но и водостоки и стропильную систему.

Чем заделать трещину в шифере

Трещину в шифере необходимо загерметизировать, чтобы кровля не протекала

Существует много различных рекомендаций чем заделать трещину в шифере,которые можно объединить всего в два способа:

  • окраска—  нанесение герметизирующего ремонтного состава на трещины и небольшие отверстия
  • оклейка—  ремонт более обширных поверхностей мягкими кровельными материалами типа рубероида,стеклоткани и пр.

Наклеить на поломанное место рубероид (или другой не толстый кровельный материал) можно с помощью готовой мастики. Раньше использовали горячий битум,а сейчас на кровлях применяют наплавляемый кровельный …,во-первых,он слишком толстый,потому что на нем уже нанесен битумный состав. Во-вторых,не у каждого есть дома газовая или бензиновая горелка,чтобы расплавить клеящий слой наплавляемого материала… Поэтому,лучше всего воспользоваться готовой холодной мастикой,которую продают в банках.

Метод наклеивания кровельного материала достаточно трудоемкий и применяется в ремонте шифера при больших повреждениях.

Если нужно заделать только узкую трещину,то проще воспользоваться каким-нибудь герметиком. Сейчас в продаже богатый выбор различных герметиков,только нужно  выбрать для внешних работ,чтобы он не терял свои свойства и при жаре летом и при низких температурах зимой.

Другой способ достаточно классический и используется очень смесь из цемента и асбеста в пропорции 1:3 и заливается водой,в которой добавлен клей ПВА в пропорции 1:1. Все замешивается  до однородности (сметанной густоты) и наносится на очищенную поверхность шифера в месте,где образовалась трещина.

Асбесто-цементным составом  удобно заделывать отверстия от старых гвоздей. Например,перебили шиферный лист или заменили,взяв уже бывший в использовании,а на нем отверстия от гвоздей,которые,естественно будут протекать.

Также можно загерметизировать швы в месте выхода трубы на кровлю. Обычно здесь на шифер кладется кусок оцинкованной стали,который закрывает отверстие прохода трубы через кровлю,но поскольку шифер-волновой,а оцинкованный лист -плоский,то «волны» между оцинковкой и шифером есть смысл заделать вот таким составом,чтобы зимой туда не задувало снег.

Только у асбесто-цементного состава есть один небольшой недостаток: он жесткий,поскольку в него входит цемент. Но им можно работать и, после ремонта, шифер может прослужить еще с десяток лет.

Самый дешевый и простой в изготовлении клеящий состав для герметизации трещин или наклеивания на поломанную волну шифера  стеклоткани получается из бензина и народный способ,который очень популярен,потому что отвечает всем требованиям и чаяниям частников,делающих ремонт своими руками .

Нужно в какой-нибудь емкости растворить кусок пенопласта в небольшом количестве бензина. Пенопласт берется самый дешевый и пористый(минимальной плотности),марки ПСБ15. На внешний вид он крупинчатый и легко крошится. При погружении его в бензин он на глазах растворяется в нем без остатка. В результате нужно получить сметанообразную смесь,которой можно работать в течении истечении этого времени смесь затвердевает.

Этот состав по свои качествам наиболее приемлем для ремонта шифера:

  • пластичный для того,чтобы можно было его наносить на шифер малярной кистью,лучше жесткой (можно шпателем или палочкой)
  • при высыхании получается очень прочная и монолитная «корка»

Его можно наносить просто так,заделывая различной ширины трещины или с его помощью наклеивать стеклоткань, усиляя таким образом старый шифер в местах больших деформаций и поломок.

После ремонта шифера способом наклеивания стеклоткани с промазкой составом бензин-пенопласт, гарантия 100%,что в этом месте не будет протечек и дальнейших поломок.

Последствия плохой герметизации стыков

При выводе дымохода всегда в кровле делается отверстие чуть большего диаметра, чем сам дымоход. Это связано с необходимостью удобного и беспроблемного монтажа трубы и правилами безопасности. Если труба сильно нагревается, а кровельный пирог сформирован из легковоспламеняющихся материалов, то зазор между трубой и крышей достигает 15 см.

Плохо герметизированные стыки чреваты рядом неприятных последствий:

  • Снижение времени эксплуатации стропильной системы. Древесина плохо реагирует на попадание влаги, загнивает или поражается плесенью. Все это снижает жесткость стропильного каркаса и ведет к его разрушению;
  • Разрушение кровельного материала. Большая часть кровельных материалов прекрасно защищены от попадания влаги снаружи, но не внутри. Вода в кровельном пироге приведет к разрушению кровли и ее быстрому износу;
  • Разрушение утеплителя. Теплоизоляционные материалы, как правило, особенно чувствительны к повышенной влажности. В подобных условиях они теряют свои утепляющие свойства и начинают разрушаться;
  • Высокая влажность в подкровельном пространстве. Влажный воздух может стать причиной повышенной влажности в самой мансарде. Там станет неприятно находиться и будет портиться внутренняя отделка комнаты.

Грамотная и тщательная герметизация зазора – гарантия долгой и надежной службы крыши и всего дома. Рассмотрим подробнее, чем заделать щель между трубой и крышей на различных типах кровли.

Как заделать трещину в шифере – основные правила

Первичным этапом в процессе ремонта шифера всегда является подготовка ремонтной зоны. Ни в коем случае нельзя приступать к работе, если этот этап не произведен. Каждый материал, а особенно раствор для ремонта, наиболее эффективен в самом начале после его приготовления. Любая задержка, приводящая к его несвоевременному использованию, может обернуться практической неудачей. Раствор потеряет свои свойства и не обеспечит качественную защиту.

Вначале убирается мусор. Тщательно промывается место повреждения, и проводится обезжиривание. Здесь можно воспользоваться бензином. При работе с асбестовым раствором необходимо использование респиратора. Смесь не нужно готовить в большом количестве. Ее свойства при длительном неиспользовании теряются. Достаточно замешивать небольшими объемами, покрывая зону трещины постепенно. Сам раствор заливается в трещину последовательно, два раза. Требуется достичь толщины слоя не менее двух миллиметров.

Читайте также:  Вентиляция в частном доме своими руками: схемы, расчеты, монтаж

Если повреждение значительное – раскол произошел по всей длине листа, можно использовать эпоксидную смолу для склеивания частей листа. Предварительно изнутри для соединения применяется клейкая лента. Можно использовать фиксированную заплатку из оцинковки – в области примыкания применяется силикон или битумная мастика. Такой вариант часто используется, в случае если трещина прошла по всей поверхности листа, начиная от места предыдущего ремонта. Для этого старые крепежи изымаются. После ремонта листа крепятся обе части шифера в новых местах.

Среди различных приемов ремонта есть метод, при котором используется монтажная пена. В случае больших отверстий ее задувают в поврежденную область, соблюдая правила использования такого материала. И здесь нужно обязательно выполнить одно условие – когда пена застыла, ее нужно обрезать по контуру листа. По внешней стороне шифера вдоль повреждения саму пену требуется обеспечить защитой герметика. По нему производится дополнительная обработка кровельной мастикой, которая предназначена для гидроизоляции крыш.

Ремонт трещины, испортившей лист шифера, пройдет успешно, если обеспечить высокую адгезию материалов – поврежденную область лучше прогрунтовать клеем ПВА.

И еще одно очень важное правило. При сильных повреждениях, например, частичном разрушении листа, образовании значительных и даже нескольких отверстий, единственным решением будет только полная замена такого листа шифера. Ремонт не обеспечит шифер требуемыми свойствами, не сможет предохранить его от дальнейших повреждений и размокания. А это в свою очередь приведет к протеканию. Кроме того, следствием станут бессмысленные финансовые и трудозатраты.

Возможно вас заинтересует: купить матрац выгодно тут

Гидроизоляционная лента

Такой материал также часто называют “лента герметик”. Ее прямое назначение — герметизация щелей на кровельных материалах, водостоках, водоприемных желобах. Как правило, лента состоит из двух слоев. Верхний — металлическая фольга, устойчивая к ультрафиолету, атмосферным осадкам. Нижний — клейкий, из битума, полимера или их композиции. Заделать дыру в металлической кровле проще простого. Нужно просто отрезать кусок нужного размера, приклеить его поверх отверстия и прикатать валиком. После этого латку нужно покрасить в цвет кровли.

Как приготовить мастику

В прочной посуде на медленном огне при температуре порядка 220⁰C плавят мелкорубленый 47-процентый тугоплавкий битум. В какой-нибудь жестяной баночке предварительно пробиваю отверстия и с ее помощью удаляют пену и всевозможные примеси. Битум продолжают плавить пока не прекратится образовываться пена и вода полностью не испарится.

Затем его относят на некоторое расстояние, порядка 5 м, и смешивают маленькими порциями с 28% растворителем. Тщательно перемешивая, в массу добавляют 13% волокнистый наполнитель, который предварительно нагревают до 110°C. В процессе приготовления мастики температура смеси не должна опускаться ниже 90°C.

Специальная битумная мастика для «холодной» гидроизоляции

Достаточно будет хорошо перемешать содержимое и нанести на заранее обезжиренную и загрунтованную поверхность шифера.

На первый слой мастики также можно настелить сетку-серпянку, дополнительно скрепляющую два края листа, которые разъединила трещина.

Количество слоев может быть любым, но чем толще он будет, тем дольше период его просыхания. Поэтому самым оптимальным вариантом считается такой: два слоя мастики по 1,5 мм толщиной, между которыми будет проложен армирующий материал.

Четвертый способ – с использованием цементно-асбестового раствора

Ремонт шифера подобным способом производится с использованием смеси, замешанной из цемента с добавлением волокон асбеста и клея ПВА. Асбест россыпью можно изготовить, измельчив кусок асбестового листа, шнура или полосок, которые используются при кладке кирпичных печей. Производя измельчение этого материала, нужно в обязательном порядке обезопасить дыхательные пути респиратором или хотя бы медицинской маской, а глаза защитить очками.

Читайте также:  Стропильная система двухскатной крыши и ее устройство

Ремонт шифера – чем заделать дырки и трещины?

Когда-то шиферная кровля считалась едва ли не самой универсальной: доступная, прочная и неприхотливая. Дешево и сердито, как говорится. Но при всей прочности асбестовых волокон такие листы мало устойчивы к механическим нагрузкам: со временем на них всегда появляется много мелких трещин, через которые легко просачивается влага.

К счастью, шиферная крыша хотя бы не подвержена коррозии, как металлическая, которая покрывается ржавыми пятнами от малейших царапин, и все же ремонт придется все-таки делать время от времени. Так чем заделать трещину в шифере и остановить дальнейшее разрушение других листов? Сейчас мы во всем разберемся подробнее.

Делаем шиферные гвозди сами

Сделать гвозди для этого типа кровельного покрытия можно и самостоятельно. Для этого потребуются гвозди обычные, ножницы по металлу и тонкий металлический лист.

Шаг 1. Из листа металла при помощи ножниц вырезаются небольшие квадратики. Их размеры будут примерно 2х2 см.

Из листа металла нужно нарезать небольшие квадратики

Для резки используются ножницы по металлу

Шаг 2. Далее каждый квадратик укладывается на деревянный брусок.

Квадратик уложен на деревянный брусок

Шаг 3. Берется обычный гвоздь и острием ставится на металлический квадратик. Молотком по шляпке гвоздя наносится пара несильных ударов – достаточных, чтобы пробить металл.

Отверстие нужно пробить обычным гвоздем

Шаг 4. Затем пальцами металлический квадратик сдвигается к самой шляпке гвоздя. Получается такое изделие, как на картинке.

Делаем шиферные гвозди сами

Готовый самодельный гвоздь для шифера

Шаг 5. Таким образом изготавливается альтернатива заводским шиферным гвоздям в нужном количестве.

Делаем шиферные гвозди сами

Самодельные шиферные гвозди

Ремонт шифера пенопластом

Сразу скажем, что это не самый лучший способ ремонтировать шиферное покрытие, но его можно использовать в тех случаях, когда по каким-либо причинам купить промышленные материалы невозможно или невыгодно. Материал для заклеивания трещин приготавливается самостоятельно из бензина и пенопласта.

  1. Разрежьте пластиковую пятилитровую бутылку пополам. Для приготовления клея понадобится нижняя часть.
  2. Налейте в подготовленную емкость бензин. Много не надо, для клея на 10–15 заплаток небольшого размера достаточно 100 мл бензина. Работайте очень осторожно, желательно на открытом воздухе. Не забывайте правила противопожарной безопасности, не дышите испарениями бензина и пенопласта.

Налейте в подготовленную емкость бензин

Отламывайте от пенопласта кусочки и постепенно растворяйте их в бензине

Важно. Клей очень быстро высыхает, работать нужно в темпе. Перед изготовлением клея желательно найти протечки и предварительно очистить их от пыли и грязи. Если их много, то рекомендуется обозначить проблемные места мелом.

Заплатка делается следующим способом.

Шаг 1. Палочкой или небольшим шпателем нанесите клей на трещину и максимально сильно вдавите его во все углубления.

Нанесение клея шпателем

Клей можно наносить методом налива

Шаг 2. Выровняйте слой клея, обратите внимание, чтобы по периметру дырки не осталось сухих поверхностей.

Шаг 3. Положите на клей кусочек оцинкованной тонколистовой стали соответствующего размера и вдавите в клей.

При необходимости подвинуть заплатку можно молотком или палкой

Закрывать щель необязательно металлическими заплатками, можно применять иные материалы. Главное, чтобы они не боялись влаги, не растворялись в бензине и были устойчивыми к УФ-лучам. Но использовать их необходимо. Дело в том, что пенопласт очень негативно реагирует на ультрафиолетовые лучи, без такой защиты заплатки потрескаются уже на следующий год, придется опять ремонтировать крышу. А это лишние потери времени и нервов.

На жесткую заплатку можно нанести еще один слой клея, за счет этого дополнительно повысится прочность адгезии.

На жесткую заплатку можно нанести еще один слой клея